• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
УПАКОВКА ДОЛЖНА ПРОДАВАТЬ
технологии инновационной упаковки
РУС ENG
 
Добро пожаловать ! Аналитика Рынок безалкогольных напитков 2009

 
Рынок безалкогольных напитков 2009

Данный аналитический материал подготовлен на основании выступления директора по маркетингу и развитию в СНГ Писарцова А.Н. на конференции в Совете Федерации в октябре 2009 года, посвященной российскому рынку безалкогольных напитков.

Важной предпосылкой в структурных изменениях рынка безалкогольных напитков стало изменение реальных денежных доходов населения в России в 2008 году. Началось постепенное сокращение реальных располагаемых денежных доходов населения, которые также с октября 2008 года соответственно поменяли тренд относительно предыдущего положительного года (если очень грубо: нет инвестиций - нет производства, нет производства – нет работы, нет работы – нет зарплаты и бонусов, нет зарплаты – нет потребления).

Ну а как мы знаем, сокращение реальных располагаемых денежных доходов населения прямо приводит к сокращению платежеспособного спроса. Из-за сжимающего спроса потребители начали экономить и переключаться на более дешевые товары или товары заместители. Следующим логическим последствием из этого является сокращение спроса на эластичные группы или категории товаров (в случае с индустрией напитков, это соки).

В результате такой ситуации начинают кардинально меняться паттерны потребления. Продолжает меняться и макроэкономическая ситуация. Инфляция в 2009 году наконец-то будет ниже предыдущего года и составит порядка 9%. Эта сама по себе позитивная тенденция содержит в себе ложку дегтя, так как такая низкая инфляция была достигнута не на протяжении всего года, а за счет последних месяцев года, когда она показывала по сути 0%. В таком случае мы можем говорить, по сути о скрытой дефляции в конце 2009 года, что само по себе для развития экономики ничего хорошего в себе не несет.

Одновременно с этим количество безработных снова растет на протяжении всего 2009 года, а вместо прироста ВВП, прогнозируется его падение. Цена на нефть полностью зависит от внешних факторов, не зависящих от России, при этом, так как в сырьевой экономике это основополагающий фактор, из-за этого ситуация остается трудно предсказуемой. Думаю, что даже на уровне МЭРТ России существует несколько разнонаправленных сценариев, которые постоянно держатся во внимании.

Однако, не зависимо от этого, мы находимся перед фактом, что общий уровень потребления сократился в России. Причем, сократился значительно. И в это время надо производить продукцию и как-то ее продавать, чтобы выжить предприятию.

Большинство аналитиков, владельцев компаний и маркетологов из различных FMCG компаний с кем я общаюсь, сходятся во мнении, что по результатам года спрос на наиболее эластичные группы товаров будет в 2009 году на 15-20% ниже относительно предыдущего, и так не очень успешного 2008 года. Особенно эта ситуация характерна для рынка безалкогольных напитков в России, который в период с 2000 по 2008 год показывал значительно более быстрый рост, чем рост алкогольных напитков за тот же период. При этом лидерами и драйверами роста в период 2000-2008 года были квас, соки, холодные чаи и энергетические напитки. Теперь эти категории могут иметь наибольшую коррекцию, особенно в миддл, миддл-ап и премиальном сегментах продуктов.

Не смотря на то, что существует легенда о том, что население (народ, он же люди) пьют в кризисные периоды больше, 70-75% расходов населения на напитки должно сохраниться за безалкогольными. В докризисный период 81% расходов населения приходилось на безалкогольные напитки.

Интересен тот факт, что потребление напитков в России на душу населения сопоставимо с Восточно-Европейскими странами, кроме минеральной и питьевой воды – основной потенциал роста в 2010-2012 годах поэтому находится именно в минеральной воде (с началом восстановления потребления эти категории вод могут выйти на статистически сопоставимые уровни). Доля премиальных брендов в воде остановила свой рост в середине 2008 года.

В последнее время, с учетом сокращения реальных денежных доходов населения и, соответственно, потребления, можно отметить две продолжающиеся тенденции – рост семейного потребления служил драйвером для развития большой упаковки, хотя многие начинают ограничивать потребление, из-за чего данный тренд весьма ограничен в развитии. Также потребители переключаются на более дешевые категории напитков, из-за чего в премиальных сегментах наблюдается стагнация или падение. Грубо говоря, в рамках сокращающегося объема потребления, значительно прибавляет масс-сегмент и неэластичные группы товаров.

Каковы прогнозы на будущее? С учетом низких показателей реальных денежных доходов населения в последнем квартале 2009 года и продолжающегося роста безработицы можно прогнозировать дальнейшую стагнацию потребления в 2010 году как минимум до середины года с последующим восстановлением лишь в 2011 году. Небольшой рост доходов в конце 2009 года имеет больше сезонный фактор и нельзя пока говорить о переломе тренда в текущей макроэкономической ситуации.

Теоретически большинство игроков рынка напитков ожидают стагнацию в 2010 году на уровне 2009 года в России. С другой стороны большинство производителей планируют собственный рост продаж в 2010 году по оптимистичному сценарию – в среднем с ростом около 5% в 2010 году.

Основное правило для рынка – невозможно выиграть всем игрокам на рынке, где не ожидается роста. Следовательно, можно ожидать более высокий уровень конкуренции в 2010 году чем в 2009. Из-за чего часть компаний будет вынуждено уступить в конкуренции за объемы продаж. Данные события могут привести к тяжелой ценовой битве за объемы продаж в большинстве сегментов, что может привести к общему снижению доходности в отрасли.


 
ООО «АНВАТЕК ГРУП»
Эксклюзивный дистрибутор компаний JS TOPLING и BLACK LEOPARD
© 2017 ANVAtech - продажа оборудования по выдуву ПЭТ, линии розлива, процессинговое и другое оборудование для розлива.

    понедельник, 7 декабря 2015 г. 07:44:21   Правила выдачи лицензий на торговлю алкоголем могут быть ужесточены

    В Госдуму внесен законопроект, согласно которому лишение предпринимателя лицензии на торговлю алкогольной продукцией может стать основанием для отказа в выдаче ему новой лицензии. Инициаторы данной идеи — депутаты законодательного собрания Республики Коми. Они предлагают внести соответствующие изменения в федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении […]

    понедельник, 7 декабря 2015 г. 07:41:17   Fitch Ratings ухудшило прогноз ОАО «Синергия»

    Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings изменило прогноз компании «Синергия», одного из крупнейших российских производителей алкогольной продукции. Так, агентство ухудшило прогноз долгосрочных рейтингов дефолта эмитента ОАО «Синергия» в российских рублях и иностранной валюте. Рейтинг снижен со «стабильного» до «негативного» и подтвержден на уровне «B+». На аналогичном уровне («B+») с оценкой возвратности активов в случае дефолта «4» […]

    воскресенье, 6 декабря 2015 г. 11:20:41   В Оренбуржье прокурор потребовал закрыть 45 сайтов, торгующих алкоголем

    Прокуратура Оренбургской области направила в суд иск с требованием запретить доступ к 45 сайтам, через которые осуществляется продажа алкогольной продукции. Поводом для такого обращения стало массовое отравление некачественным алкоголем, в результате которого пострадали 10 жителей региона, четверо из которых погибли, трое находятся в тяжелом состоянии. По данным следствия, все пострадавшие приобретали виски под известными брендами […]
Rambler's Top100 технологии инновационной упаковки